GPSSoft.ru
Популярные новости

Автомобильный навигатор Glospace SGK-70

Навигатор ГЛОНАСС

GPS / ГЛОНАСС приемник GMS-2

Приемники спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС

Навигатор Glospace поступил в продажу





Автомобильные GPS навигаторы в России

Автомобильные GPS навигаторы в РоссииДовольно часто многим из нас приходится слышать до боли знакомую фразу: «Извините, не подскажете дорогу?». А после этого еще минут 5-10 «на пальцах» объяснять человеку, как проехать до того или иного места. И при этом практически все автомобилисты перед дальней поездкой тщательно составляют маршрут и подбирают соответствующие карты. Конец этой эпохе — когда «язык до Киева доведет» — могут, пожалуй, положить только GPS-навигаторы.

Однако навигаторы, встроенные в автомобиль заводом изготовителем редко поставляются в Россию, а те, что появляются в автосалонах Екатеринбурга и других уральских городов не работоспособны — к ним просто нет карт. Поэтому перед каждым автомобилистом, ведущим активный образ жизни и желающему максимально просто доехать от точки «А» до точки «Б» встает ряд вопросов. Какими системами спутниковой навигации сейчас можно пользоваться уральским автомобилистам? Насколько это законно? И каковы перспективы собственно автомобильных GPS-систем?

Напомним читателям, что в России в целом и на Среднем Урале в частности такие устройства появились, по крайней мере, лет 5-7 назад. Принцип их действия довольно прост: космические спутники непрерывно на открытой частоте передают радиоволновой сигнал. Его принимают специальные устройства, прозванные в народе «GPS-ками». И по задержке прохождения сигнала от спутника до мобильного навигатора определяют свои координаты в пространстве с точностью до 3-5 метров. Как только местоположение определено, GPS-навигатор отображает свое положение на карте, загруженной в память прибора. Соответственно, человек, использующий его, довольно точно может определить, где именно он находится, как и куда ему дальше двигаться. Точность определения координат зависит от количества спутников, сигнал которых принимает «GPS-ка», а также от геометрии их расположения. Минимальное количество спутников необходимых для позиционирования — 3.

Сейчас в Екатеринбурге работает целый ряд фирм, осуществляющих продажу и техническую поддержку таких устройств. Наибольшее распространение получили мобильные GPS-приемники фирмы «Garmin», которые используют именно американскую систему позиционирования Navstar GPS (General Positioning System), насчитывающую 24 космических спутника. Примечательно, но изначально она создавалась сугубо для военных целей в частности для наведения ракет. Насколько же законно использование GPS-навигаторов в России?

Как сообщили АПИ в пресс-службе управления Россвязьнадзора по УрФО, пользоваться такими устройствами в России официально было разрешено в 2004 году. При этом согласно постановлению Правительства РФ №539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» радиоэлектронные средства радионавигационной спутниковой службы подлежат регистрации. Однако, если GPS приемник, а также результаты произведенных с помощью него измерений координат точек земной поверхности используется владельцем приемника персонально, то данное устройство регистрировать все-таки не нужно.

В иных случаях эти средства должны регистрироваться установленным порядком. Необходимо подать заявление об их регистрации в территориальный орган Россвязьнадзора, в зоне действия которого планируется его использование. Нарушителям этого требования согласно части 1 статьи 13.4 КоАП РФ предусмотрено наказание: для должностных лиц — штраф 3-5 МРОТ (300-500 рублей) с возможной конфискацией устройства, для юридических лиц — штраф 30-50 МРОТ (3000-5000 рублей) с возможной конфискацией устройства.

Достоинства использования GPS-навигаторов в автомобильных поездках очевидны. Владелец такого устройства имеет возможность планировать маршрут, при этом навигатор будет «вести» от поворота к повороту, заранее, голосовыми подсказками информируя о приближении к перекресткам, на которых следует повернуть. Можно заранее запланировать точки своих остановок на отдых, дозаправок топливом на АЗС, рассчитывать среднюю скорость движения автомобиля, причем с точностью превышающей показания спидометра. Человек, путешествующий в местах, для которых нет карт, он все равно не заблудится — ибо «GPS-ка» запишет траекторию движения автомобиля и по ней можно будет вернуться обратно. Кстати, данные с навигатора можно передавать по электронной почте своим коллегам или друзьям.

Все это очень замечательно, но… Еще раз повторимся — автомобили, которые штатно оборудуются приемниками, в Россию практически не поставляются. Только в последнее время начали завозить ряд супер-дорогих автомобилей премиум-класса, в которых GPS-навигатор уже встроен заводом-изготовителем и входит в «базовую» комплектацию. В среднем это добавляет к цене машины от 3 до 5 тысяч долларов США, однако воспользоваться навигатором у человека все равно не получится — для них элементарно нет карт.

Как пояснили сотрудники автоцентров «Краснолесье» и «Автоленд», представляющих в Екатеринбурге элитные марки «Jaguar», «Land Rover» и «Volvo», сейчас на Средний Урал с встроенными «GPS-ками» поставляются некоторые версии внедорожников Range Rover и Range Rover Sport, а также на автомобили Jaguar XG и XK, стоимость которых превышает 100 тысяч долларов США. На ряд других автомобилей, в частности модификации Land Rover Freelander и Discovery, навигаторы можно заказать в качестве опции. По предварительным данным уже в этом году в екатеринбургских салонах могут появиться Mitsubishi Pajero IV и Ford S-Max, оснащенные навигаторами. Специалисты BRP-центра «Оками Спорт» рассказали, что с 2006 года штатно установленные GPS-приемники предлагаются как опция для квадроциклов BRP. Устанавливаются системы навигации и на ряд японских мотоциклов.

«По России карты для встроенных GPS-навигаторов есть только для Москвы и Санкт-Петербурга,— рассказал руководитель направления Jaguar и Land Rover автоцентра «Автоленд» Сергей Бертов.— Но не все так плохо, с 1 января 2007 года были сняты все ограничения на пользование, что и подтвердил первый вице-премьер правительства РФ, занимавший тогда пост Министра обороны страны Сергей Иванов. После этого многие компании, оснащающие автомобили навигаторами, начали работы по созданию карт для России. Так ожидается, что диски с картами для навигаторов автомобилей Jaguar могут появиться уже летом. В это же время или чуть позже для Land Rover и ряда других марок. Однако в связи с тем, что они должны будут все равно согласовываться с Минобороны РФ, то более вероятно, что такие диски появятся в конце 2007 — начале 2008 года».

Более осторожен в своих оценках начальник отдела продаж Land Rover автоцентра «Краснолесье» Владимир Золотушников: «Карты по Москве и Санкт-Петербургу стоят сейчас довольно дорого, по моим данным около 19 тысяч рублей за диск. А чтобы такие карты появились для других регионов страны, в частности Урала, необходимо получить их исходник, который относится к секретным данным. Думаю, что в ближайшие 1,5 года уральцам, владеющим автомобилями с встроенными навигационными системами, не стоит рассчитывать на появление карт. А более менее массовой автомобильная GPS-навигация станет только через 3-5 лет».

Тем кто, не согласен ждать столько специалисты екатеринбургских автосалонов советуют приобретать портативные автомобильные GPS-приемники. Как рассказали представители екатеринбургской компании занимающейся продажей и техподдержкой этих устройств — «УралГеоСервис», сейчас наиболее распространены приемники «Garmin», стоимость популярных моделей колеблется от 18 до 24 тысяч рублей. Они обладают большим экраном, возможностью подключения к компьютеру и множеством дополнительных автомобильных функций, например авторутинг — именно так называется функция прокладки маршрута и проведения по нему автомобилиста. На данный момент для таких навигаторов есть карты всех регионов России, включая УрФО, масштабом 1:1000 (в 1 сантиметре — 1 километр) и 1:2000 (в 1 сантиметре — 2 километра). Это позволяет ориентироваться даже на проселочных дорогах.

Что касается перспектив отечественной системы спутниковой навигации — Глобальной навигационной спутниковой системы ( ГЛОНАСС), то все екатеринбургские специалисты относятся к ним крайне скептически. Они заявляют о том, что слабыми местами ГЛОНАСС является малое число спутников на орбите Земли и полное отсутствие приемников, способных воспринимать их сигналы. В части отечественной автомобильной навигации скепсис еще более усиливается. «Отечественных автомобилей с встроенными навигационными системами по понятным причинам еще не выпускают, а аппаратная часть иномарок, как правило, уже настроена на американскую Navstar. Скорее всего «железо» перепрошить и настроить на ГЛОНАСС будет можно, но решение об этом будет приниматься явно не на местном уровне. Договариваться будут руководители автоконцернов и те, кто будет предоставлять услуги навигации»,— подчеркнул Владимир Золотушников.

Стоит напомнить, что система ГЛОНАСС была создана специалистами НИИ Космического приборостроения и НПО Прикладной механики. Она была принята в эксплуатацию Минобороны РФ в 1993 году и оказалась незаменимой для наведения крылатых ракет. При этом наклон орбит спутников ГЛОНАСС обеспечивает лучшие характеристики при определении координат на территории стран бывшего СССР, в Западной Европе и северных широтах. Американская же GPS-система более приспособлена для работы на территории США и в южных широтах. Однако для гражданского использования у ГЛОНАСС еще слишком мало спутников. Если верить заявлениям Сергея Иванова именно эту проблему и предстоит решить в самое ближайшее время. Планируется, что к концу 2007 года на орбите будут функционировать 18 космических аппаратов и ГЛОНАСС заработает в национальном масштабе. В глобальном масштабе она начнет функционировать к 2009 году, когда на орбиту выведут 24 спутника.

Таким образом становится очевидно, что к ближайшему лету в России не появится собственных спутниковых навигаторов. Если обещания руководителей страны будут выполняться, то это произойдет не раньше 2008, а то и 2009 годов. А более менее массовыми они смогут стать только к 2010-2011 году. Что касается встроенных автомобильных систем, то в ближайшие год-два сохранится их элитарность — в Россию будут завозиться только дорогие авто, оснащенные ими. К 2008 году к ним могут быть созданы карты России и соответствующая система техподдержки. В последующие 2-3 года эти системы постепенно будут массовизироваться. Скорее всего, что уже к 2009-2010 году екатеринбуржцы смогут заказывать недорогие машины с GPS-навигаторами. Тем же, кто уже этим летом захочет попутешествовать на машине с «GPS-кой» совет только один — обзаводится портативным приемником.

© Игорь Пушкарев, АПИ

Дата: 10 марта 2007 | Тема: АВТО | Просмотров: 17099 | Печатать

Другие новости по теме:
  • GPRS — новое слово в развитии спутниковой автомобильной навигации
  • Приемники спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС