Автомобильная навигация в России

Первый специализированный семинар по автомобильной навигации, прошедший в Москве 15 марта 2007 года, обозначил не только совокупность проблем, препятствующих развитию GPS-технологий в стране, но и средства и методы их решения, а также выявил компании и коллективы, активно работающие над разрешением этих проблем уже сейчас. Исторически автомобильная навигация на базе GPS-аппаратуры стала одним из лидеров в развитии технологий спутниковой навигации вообще. Технологический прогресс и демократизация навигационных систем, уже переставших быть атрибутом лишь самых дорогих иномарок, превратили автомобильную навигацию в динамично развивающийся сегмент российского ГИС-рынка.

Семинар «Автомобильная навигация — новые решения и перспективы развития», проведенный российским «GPS-клубом» и журналом «Геопрофи», позволил составить представление о истинном положении дел в отрасли и о препятствиях на пути ее развития. К последним можно отнести: отсутствие нормативной и метрологической базы; отсутствие карт – информационной «начинки» навигационных систем; низкий уровень понимания возможностей навигационных сервисов слабо знакомыми с ними российскими пользователями; а также относительно высокая, хотя и быстро снижающаяся стоимость аппаратуры и данных.

Автомобильная навигация, пришедшая в Россию вместе с автомобилями зарубежного производства, стала первым, показательным и признанным примером «коммерческого» использования GPS-технологий. Именно она стала важнейшим фактором в развитии технологий спутникового позиционирования в России и стимулировала создания современных цифровых карт, без чего использование любой GPS-аппаратуры становится малоэффективным.

Идея автомобильной навигации и связанного с ней онлайнового мониторинга транспортных средств была взята на вооружение российским правительством. Одной из вероятных областей применения российской системы Глонасс называется автомобильная навигация.

Неконтролируемое развитие крупнейших российских мегаполисов и нарастающий хаос на автодорогах выходят за рамки проблем одной лишь транспортной инфраструктуры и становятся фактором, представляющим угрозу развитию страны вообще. Системы автомобильной навигации фактически являются средством оптимизации дорожного движения, и в этом качестве в настоящий момент и в обозримой перспективе их развитие будет во многом определять экономическое и технологическое развитие страны и промышленности вообще.

Системы автомобильной навигации являются одним из видов геопространственных информационных систем и не могут полноценно функционировать без информационной основы – точных и достоверных карт дорог. В России именно автомобильная навигация сыграла роль «локомотива» в развитии современной цифровой географии. Создание цифровых карт дорог и их регулярная актуализация становятся важным условием развития российского рынка геоданных.

Вместе с тем, она еще очень далека от завершения – Россия по-прежнему остается большим «белым пятном» на цифровых картах. В настоящее время более или менее достоверные цифровые карты у ведущих мировых разработчиков имеются лишь на Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также ряд крупнейших автомагистралей, связывающих Россию с Западной Европой. Отсутствие достоверных и точных карт ведет к утрате «связности» территорий России, осложняет и удорожает логистику и грузоперевозки и становится барьером в эксплуатации естественных и перспективных транспортных коридоров, связывающих Западную Европу с динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Несмотря на отсутствие крупномасштабных цифровых карт, неурегулированность вопросов эксплуатации GPS-аппаратуры и слабое представление о возможностях и даже о назначении спутниковых систем позиционирования у обычных пользователей, спутниковая навигация автотранспорта распространяется все шире. Выступивший на семинаре Павел Козлов, руководитель российского представительства компании Navteq, специализирующейся на разработке цифровых карт для автомобильных навигационных систем, отметил, что объемы продаж навигационного оборудования на мировом рынке составили 2 млн. штук в 2006 году; ожидается, что по итогам 2007 года этот показатель составит 5 млн. Одним из наиболее перспективных для отрасли регионов не может не стать самая большая по территории страна в мире – Россия.

«Нащ первый семинар прошёл на очень профессиональном уровне, доклады делали первые лица компаний, в них были затронуты важнейшие проблемы в области спутниковой навигации в России, - отметил в беседе с корреспондентом портала Исследования и разработки – R&D.CNews руководитель портала «GPS-клуб» Александр Коломенский. - Не всё получилось так, как планировалось, но первый опыт всегда бесценен. Главная задача семинара – “формирование сообщества профессионалов в области спутниковой навигации если и не была достигнута, что невозможно в рамках одного семинара, но был сделан первый, самый главный шаг по консолидации и возможному решению проблем основных участников этого рынка».

Масштаб и сложность проблем, стоящих перед отраслью, а также необходимость учета интересов рынка и государства в определении единственно правильной политики в области геоданных и геосервисов в России не дают, тем не менее, оснований медлить в выработке этой политики. Важнейшим инструментом в формулировании профессиональной точки зрения на эти вопросы являются мероприятия, близкие по формату данному семинару. Ближайшим таким мероприятием станет «Международный форум по спутниковой навигации», который пройдет в Москве 9 – 10 апреля 2007 года. Портал Исследования и разработки – R&D.CNews является информационным спонсором Форума и будет освещать ход его работы.

По материалам CNews

Тема: АВТО

  • Совет Главных по системе Глонасс: развитие спутниковой навигации
  • Главные события года в области спутниковой навигации
  • Rambler's Top100 Яндекс цитирования