Европейская спутниковая навигационная система Galileo под угрозой

Система спутниковой навигации Galileo Европейский союз может заморозить проект создания международной спутниковой сети Galileo или вовсе свернуть его. Система Galileo, создание которой оценивается в $4.9 млрд, создавалась как конкурент американской GPS (Global Positioning System). Но с самого начала проект преследовали задержки, сбои программного обеспечения и распри между восьмью главными спонсорами. И как результат "серьезный и глубокий кризис", который угрожает этому международному проекту.

Наиболее серьезная проблема, как и следовало ожидать, это финансирование. Пока консорциум из французских, немецких, испанских и британских инвесторов не может договориться о структуре финансирования Galileo и о том, как будет организовано управление этой системой (распределение доходов и т.д.). В общем ситуация сложилась аналогичная ситуации с EADS и ее подразделения Airbus, когда все получалось очень красиво на бумаге, а реализация сложной системы международного управления провалилась.

К настоящему моменту только один спутник был запущен. Запуск же второго был отложен на неопределенный срок прошлой осенью, после того как обнаружились серьезные проблемы во время его тестирования. Изначально планировалось запустить первую полностью гражданскую навигационную систему уже в следующем году, но очевидно, что даже в случае скорого разрешения нынешних проблем и отсутствия таковых в будущем, Galileo не будет готов ранее 2012 года.

График создания европейской спутниковой навигационной системы оказался под угрозой срыва после того, как консорциум европейских частных компаний (AENA, Alcatel, EADS, Finmeccanica, Hispasat, TeleOp и Thales) отказался от своих обязательств по созданию общей эксплуатационной структуры для реализации проекта из-за финансовых рисков и сомнений в его рентабельности.

"Для того, чтобы график реализации проекта был выполнен, строительная часть работ должна финансироваться из бюджета", - сказал журналистам в четверг в Брюсселе представитель Еврокомиссии Микеле Черконе.

После одобрения Еврокомиссией предложение Барро будет вынесено на утверждение министров транспорта 27 стран-членов ЕС, которые рассмотрят его на заседании в июне, сказал Черконе.

Проект Galileo предусматривает создание и размещение на орбите системы из 30 спутников радионавигации и позиционирования. Galileo представляет собой аналог российской ГЛОНАСС и американской GPS. Ввод в эксплуатацию глобальной навигационной спутниковой системы ЕC изначально планировался на 2008 год, однако затем был перенесен на 2012 год.

ЕС испытывает серьезную нехватку средств для реализации проекта создания европейской спутниковой навигационной системы Galileo. Об этом заявил министр транспорта председательствующей в ЕС Германии Вольфганг Тифензее.

"Galileo в тупике. Нам необходимо найти выход из финансового и организационного кризиса", - подчеркнул он. В качестве решения министр предложил значительное усиление доли государственного участия в этом проекте.

В настоящее время консорциум из 8-ми европейских компаний, взявших на себя обязательства по созданию навигационной системы нового поколения, по сравнению с действующей американской GPS, испытывает серьезные организационные проблемы. В частности, корпорации не могут договориться, как распределить объем заказов по созданию этой системы. Ситуацию усугубляют сомнения инвесторов в прибыльности системы, которая, из-за существующих проблем сможет быть введена в строй не раньше 2011 г.

10 мая истекает срок ультиматума, который в середине марта выдвинула Еврокомиссия участникам концерна. Еврокомиссия потребовала к этому сроку найти решение существующих проблем и создать отдельную компанию, которая займется координацией работ по Galileo. В этой связи министр транспорта Германии подчеркнул, что "остается мало надежды на выполнение условий Еврокомиссии в срок".

"Galileo - самый важный высокотехнологический проект Европы. Его необходимо продолжать", - заключил министр, призывая к поиску новых путей выхода из кризиса.

В настоящее время эксперты подчеркивают, что технологическая гонка по созданию спутниковых навигационных систем значительно ускорилось. В 2009 г. российский проект ГЛОНАСС будет функционировать в полном объеме. Уже к концу 2008 г. китайская система "Бэйдоу" будет покрывать территорию всего Китая и большинства сопредельных азиатских стран. Таким образом, отставание Galileo не позволит ЕС сделать эту систему общемировой, оттеснив устаревающую GPS. Эксперты подчеркивают, что в этой ситуации в ближайшие годы в мире будут сосуществовать региональные системы спутникового позиционирования, что создаст дополнительную проблему совместимости их форматов для коммерческих пользователей.

Помимо финансовых проблем возникают сложности, обусловленные возрастающим давлением со стороны конкурентов. В настоящее время разработки своих национальных навигационных систем ведут Россия и Китай. Очевидно, что столько международных систем просто не уживутся вместе и коммерческий европейский проект ввиду того, что государственное финансирование здесь ограничено, имеет реальные шансы оказаться убыточным. Российские военные не скрывают, что цель создания "своей" навигационной системы – это получение независимости от американской GPS, и размах финансирования соответственно будет военным (если конечно проект не "заглохнет" на начальных стадиях). Тем более в этих условиях, когда для Galileo первостепенным может стать вопрос выживания, а не получение быстрой прибыли, инвесторы не спешат расставаться со своими "кровными". Для европейских бизнесменов еще свежи воспоминания о европейском "проекте века" (строительство железнодорожного туннеля под Ла-Маншем), когда вместо того, чтобы делить баснословные прибыли, инвесторы занимались реструктуризацией долгов, чтобы он вовсе не был закрыт.

Тема: ГАЛИЛЕО

  • Системы ГЛОНАСС и Galileo – единственные конкуренты GPS
  • Реализация программы Galileo
  • Rambler's Top100 Яндекс цитирования