Система ГЛОНАСС будет в Новосибирске

ГЛОНАСС в Новосибирске Через несколько лет системы спутниковой навигации типа ГЛОНАСС/GPS будут столь же привычны, как и мобильные телефоны, а Новосибирск превратится в экономическую столицу региона. Нашей путевкой в процветающий мир станет революционный проект инфраструктуры отечественной системы ГЛОНАСС, подготовленный Сибирской государственной геодезической академией.

В эпоху небывалого оживления на рынке коммерческой недвижимости и строительства геодезия переживает свое второе рождение. Проводя топографические съемки и вписывая нетронутый земельный участок в координатную схему территории, геодезисты дают начало любой хозяйственной деятельности. 11 марта они отметили свой профессиональный праздник.
Новый этап развития геодезии более чем актуален для НСО и Новосибирска: в городе работает единственный в Сибири научно-образовательный центр в области геодезии и смежных дисциплин. Сегодня в Сибирской государственной геодезической академии готовится немало уникальных проектов, способных изменить и улучшить систему хозяйственной деятельности города и области, укрепить и сделать незыблемым статус столицы Сибири. Об одном из таких революционных проектов мы поговорили с Александром Карпиком, ректором СГГА.
— В настоящий момент на территории города и области отсутствует современная единая геопространственная система, позволяющая комплексно оценивать и использовать имеющиеся земельные ресурсы, — рассказывает Александр Петрович. — Исправить ситуацию поможет подготовленная нами концепция развития инфраструктуры ГЛОНАСС, которую мы представляем 16 марта губернатору области Виктору Толоконскому. Следуя курсу, провозглашенному президентом Путиным, наша академия активно развивает концепцию использования космической навигации. На первом этапе будет целесообразно использовать обе системы, но в будущем мы не должны зависеть от американской системы GPS.
Система инфраструктуры ГЛОНАСC представляет собой сеть активных базовых станций, одна из таких станций уже существует в нашей академии. Она будет состоять из вычислительного центра, соответствующего программного обеспечения и аппаратуры, установленной на той или иной территории. Для реализации проекта в области потребуется поставить от 5 до 15 активных базовых станций, расстояние между которыми будет составлять около 80 км.

— Какие задачи будут решаться с использованием инфраструктуры ГЛОНАСС?

— Создавая сеть таких активных базовых станций, мы будем решать задачи эффективного мониторинга объектов и явлений, определять местоположение любых объектов с точностью до сантиметров! Это улучшит работу земельных кадастровых служб, поможет при разделении муниципальных и федеральных земель, определении границ районов и областей. Будут решаться вопросы с межеванием садовых участков, использованием долей по земельной ипотеке (получение кредита под залог земли). Можно будет вести мониторинг таких сложных объектов, как мосты и тоннели. С помощью этой системы мы создадим единую геопространственную основу Новосибирска и области, которая станет гарантом дальнейшего развития региона.
Если наш проект удастся реализовать, думаю, использование спутниковой аппаратуры в течение двух-трех лет станет так же привычно и популярно, как использование сотового телефона. Также при помощи навигационной инфраструктуры с применением системы ГЛОНАСС/GPS можно будет определять движение транспорта по заданным маршрутам, что наверняка оценят стратегические службы — МЧС и «скорая помощь», такси. Удобной система ГЛОНАСС будет и для простого пользователя. К примеру, вы садитесь в автомобиль, задаете маршрут, и система выводит вас туда, куда нужно. Если вы охотник и имеете компактную систему спутниковой навигации, также никогда не заблудитесь. Система может применяться и для развития сельского хозяйства. Она найдет активное применение и в туризме. Точные поисковые системы, карты, базы данных с подробным описанием всех объектов инфраструктуры наверняка оживят эту отрасль и сделают ее более привлекательной для инвестиций.

— Это будет настоящий прорыв. А существует ли возможность реанимации старой пространственной сети Новосибирска?
— Это достаточно длительный, трудоемкий и затратный процесс. Все дело в том, что эти пункты находятся на земле и «оживают» только с приходом специалиста. Для того чтобы работать с активными базовыми станциями, вам не нужен большой штат высококвалифицированных специалистов, местоположение объекта может определить один человек, держащий в руках маленький приемник. Таким образом, вы получите значительную экономию на ресурсах и добьетесь просто космической точности измерений.

— За какой срок может быть реализован революционный проект навигационной инфраструктуры с использованием ГЛОНАСС/GPS?
— На первоначальном этапе можно поставить 5–6 станций. На это, думаю, уйдет не более полугода. Если пытаться реанимировать старую сеть, времени понадобится в три-четыре раза больше. Но мы должны отдавать себе отчет, что идет XXI век, век информационных технологий, и мы просто обязаны именно сейчас сделать шаг навстречу прогрессу и идти в ногу с ним!

— Насколько широко применяются подобные системы за границей?
—В США, странах Европы системы космической навигации используются уже давно. За рубежом геодезия — стратегическая наука, монстр, который активно поддерживается государством. Во многих небольших странах, например в Сербии, популярность систем GPS с каждым годом увеличивается в геометрической прогрессии. А в нашей стране с ее потенциалом необъятных территорий к геодезии почему-то относятся по-другому. Говорят про необходимость восстановления старой системы геодезических пунктов. А это в современных условиях, на мой взгляд, равноценно закапыванию денег в землю.

— В глобальном мире вопросы территориального планирования, невозможного без работы геодезистов, приобретают особую актуальность. Столичные коллеги и иностранные партнеры заинтересованы в сотрудничестве с вашей академией — центром передовых идей сибирской геодезии?

— Безусловно. Более того, мы давно и плодотворно сотрудничаем — наши специалисты проходят стажировку за рубежом. Труды наших ученых привлекают большое внимание заинтересованной общественности. Изданы две монографии в области космической навигации, написанные нашим специалистом Константином Антоновичем. До вашего прихода я беседовал с Юрием Сурниным, одним из тех, кто стоял у истоков системы ГЛОНАСС, — говорили о перспективах нашего сотрудничества.

— Как развиваются аналогичные системы в других регионах нашей страны?

— Пока это направление нельзя назвать особенно востребованным в России. У меня нет точных данных, но, по-моему, какое-то аналогичное оживление происходит в Московском регионе и Архангельске. У нашей области большие перспективы развития, но мы не должны медлить. Сегодня недвижимость в цене, поэтому необходимо иметь современную систему, которая давала бы возможность оценивать и использовать земельный ресурс.
Если нам удастся реализовать проект ГЛОНАСС-инфраструктуры, область выйдет совершенно на другой уровень получения информации об объектах. Это станет большим преимуществом в региональной конкуренции, будет нашим козырем при работе на внешних рынках после вступления России в ВТО. У нас есть все шансы реализовать проект создания инфраструктуры ГЛОНАСС раньше других сибирских городов. Но для того чтобы система заработала, нужна поддержка местных властей и будущих пользователей этой системы. После регистрации проекта в Госстандарте система будет развиваться и в других регионах. В идеале эти проекты необходимо отработать на всех муниципальных образованиях СФО: если руководители в своем планировании будут ориентироваться не на современные точные цифровые карты, а на старые схемы, никакого экономического прорыва не будет. Миром правит глобализация, поэтому надо уметь оценивать свои ресурсы и правильно их использовать.

КСТАТИ
К концу 2007 года российская глобальная навигационная система ГЛОНАСС станет доступна для гражданских потребителей. Об этом 13 марта заявил вице-премьер Сергей Иванов. План использования в России отечественной спутниково-навигационной системы ГЛОНАСС должен быть подготовлен до конца марта.
Напоминаем, что ГЛОНАСС позиционируется как аналог американской GPS. Разработчики системы предполагают, что с помощью портативных приборов-навигаторов можно будет определить местоположение и скорость объектов или людей с точностью до метра. ГЛОНАСС должна полностью заработать уже до конца 2007 года.
Слова Иванова, по сути, стали комментарием к заявлению президента РФ, сделанному 12 марта на совещании с членами правительства по коммерческому использованию ГЛОНАСС. Владимир Путин отметил, что система должна быть дешевле и лучше GPS.
Развертывание группировки в полном составе — 24 спутника — предполагается завершить в 2009 году. В течение 2007-го, 2008-го и 2009 годов на орбиту будут выведены шесть блоков по три спутника ГЛОНАСС-М в каждом.
В настоящее время система ГЛОНАСС позволяет осуществлять навигацию на большей части земного шара. Основным потребителем системы является Министерство обороны России, использующее систему для навигации.

Наталья Соколовская, газета «Николаевский Проспект»

Тема: ГЛОНАСС

  • Главные события года в области спутниковой навигации
  • Одобрен план развития космической отрасли