GPRS — новое слово в развитии спутниковой автомобильной навигации

GPRS — новое слово в развитии спутниковой автомобильной навигации ЕКАТЕРИНБУРГ. 13 марта. Развитию собственной российской системы спутниковой навигации Глобальной навигационной спутниковой системы ( ГЛОНАСС) сейчас придано общегосударственное значение. Не случайно, этот вопрос стал темой вчерашнего совещания Президента РФ Владимира Путина с членами Правительства РФ.

По сообщениям федеральных СМИ, глава государства в ходе совещания подчеркнул что, он уделяет повышенное внимание созданию системы ГЛОНАСС и рассчитывает на такое же отношение со стороны правительства. При этом Владимир Путин отметил, что для того чтобы потребители в современных рыночных условиях выбрали именно ГЛОНАСС, эта система должна работать безупречно и лучше, чем американская система GPS- навигации, быть дешевле и лучше по качеству. В противном случае можно рассчитывать только на россиян-патриотов. Первый вице-премьер Сергей Иванов уточнил, что к концу марта должен быть создан план по реализации ГЛОНАСС как для государственных нужд, так и для массовых потребителей. Добавим, что из федерального бюджета в 2007 году на реализацию этой программы решено выделить дополнительно 1,8 миллиардов рублей. Это позволит создать на орбите сеть из 18 спутников и система навигации ГЛОНАСС заработает в национальном масштабе. В глобальном же масштабе она начнет функционировать к 2009 году, когда на орбиту выведут 24 спутника.

Все это конечно отрадно и вселяет надежду на то, что у страны действительно появится своя система спутниковой навигации. Однако, по мнению ряда екатеринбургских экспертов сейчас России для того, чтобы действительно заполучить «хороший кусок» рынка спутниковой навигации надо работать на опережение — создавать технологии не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Как сообщили АПИ представители екатеринбургской компании рассказали занимающейся продажей и техподдержкой этих устройств — «УралГеоСервис», уже сейчас в автомобильной индустрии получают развитие не просто GPS-навигаторы, а системы, подключенные через сотовую связь к всемирной паутине. Это так называемые услуги GPRS (General Packet Radio Service) — технологии пакетной передачи данных. С их помощью можно получать и передавать информацию на существенно более высоких скоростях и подключаться к Интернету.

Применение таких устройств в автомобилях дает их владельцам совершенно иной уровень возможностей. Специалисты «УралГеоСервиса» пояснили, что через специальных операторов, которые собирают необходимые данные, водитель оперативно получает информацию о пробках, авариях на дорогах, перекрытиях, возможных путях объезда. В случае аварии или поломки автомобиля можно оперативно запросить эвакуатор. Кроме того, операторы постоянно видят автомобиль на своих экранах и в случае угона, передают информацию в правоохранительные органы. Руководитель направления Jaguar и Land Rover автоцентра «Автоленд» Сергей Бертов рассказал, что после разработки карт по России для GPS-навигаторов импортных машин следующим шагом в развитии систем спутниковой навигации станет именно их дополнение технологией GPRS. Однако пока такие системы в полноценном варианте работают только в европейских странах, да еще в Москве.

В Екатеринбурге их «освоением» занимаются только в центрах, занимающихся установкой охранных сигнализаций, и на наиболее передовых предприятиях, тесно связанных с транспортными перевозками. В «АвтоАудиоЦентре» рассказали, что не так давно они начали устанавливать охранную систему «Cobra-Conex», чей принцип действия как раз основан на применении системы GPS и GPRS. На автомобиль ставить передающее сигнал о его метаположении и состоянии устройство. Все эти сигналы поступают на специальные сервера, обрабатываются и передаются на мониторы, на которых проецируется карта местности и местоположение транспортного средства. В случае попытки его угона вся информация также поступает на экран оператора. Вся проблема в том, что система работает только там, где есть сотовая связь стандарта GSM. С картами тут также не все просто, если карты основных городов у операторов, как правило, есть, то вот по остальным территориям есть только схемы основных трасс. Поэтому эта система может применяться в основном только в городах. К тому же большинство операторов — московские компании и реагировать на таком дальнем расстоянии порой бывает не просто.

Примерно аналогичная система нашла свое применение у предприятий, связанных с транспортом. Как рассказала директор ЗАО «IT-Сервис», обслуживающее автомобильную технику компании «Атомстройкомплекс», Полина Сергеева, они пошли дальше и разработали свое программное обеспечение, позволяющее производить мониторинг, подключенных к системе транспортных средств. Оператор отслеживает информацию о месторасположении автомобиля, его остановках, направлении движения, скорости. При помощи специально тревожной кнопки и средства связи водитель может сообщить о возможных противоправных действиях или узнать кратчайший маршрут. На данный момент порядка 270 машин «Атомстройкомплекса» оснащены этой системой. Несмотря на то, что стоимость оборудования в расчете на одну машину составила 21 тысячу рублей, затраты окупились всего за 4 месяца. Резко возросла экономия топлива, сохранность транспорта и грузов.

Еще один примером успешного использования этой системы является екатеринбургская транспортная компания «Лорри». Начальник ее автоколонны Иван Недосеков пояснил, что ее применение особенно в автомобилях выполняющих перевозки на дальние расстояния существенно повысила не только безопасность грузов и машин, но также жизни и здоровья водителей. Однако сейчас в компании задумались о необходимости оборудования машин GPS-навигаторами, чтобы водители могли самостоятельно выбирать наиболее оптимальные маршруты движения, особенно в зарубежных странах. Пока в компании «Лорри» приобрели первый приемник. Но уже в ближайшем будущем рассчитывают оснастить ими все автомобили, которые отправляются с грузами в Европу.

Изучают возможности применения новых систем и в Муниципальном объединении автобусных предприятий. «Мы изучаем, насколько эффективно применяются эти систем в других екатеринбургских компаниях. В частности уже сейчас они установлены на ряде маршрутных «Газелей» и такси. С предложением об оборудовании ими наших автобусов к нам выходила московская компания «Талисман». Однако пока для МОАП это слишком дорого, ведь только в расчете на одну машину придется заплатить по 17,5 тысяч рублей. К тому же существует ежемесячная абонентская плата. Поэтому пока выгоднее использовать обычную радиоканальную связь, но не исключено, что со временем ситуация может поменяться»,— рассказала АПИ директор центра управления МОАП Неля Абдрахманова.

Однако является ли технология GPRS последним словом в науке и технике? Оказывается, что нет. Как пояснили АПИ представители екатеринбургской компании «EastWind», занимающейся разработкой и поставкой специализированных программных решений для инфокоммуникационного рынка, на сегодняшний день уже существует несколько различных способов выхода в интернет при помощи мобильной связи. Для автомобилистов-владельцев сотовых телефонов стандарта GSM, которым нужен стабильный доступ к интернету, интерес представляют прежде всего две технологии: GPRS, базирующаяся на пакетной передаче данных с максимальной скоростьюљ 171,2 килобит в секунду, и EDGE — Enhanced Data Rate for Global Evolution, обеспечивающая большую пропускную способность канала и более высокую скорость передачи данных – до 384 килобит в секунду.

Для пользователя, при условии полной наладки оборудования оператором, разница скоростей EDGE и GPRS заметна невооруженным глазом, что делает первую технологию более перспективной. Кроме этого, есть еще и технология передачи данных по CSD каналу, что-то наподобие обычного Dial-Up модема, которая, правда, значительно уступает двум предыдущим по скорости передачи данных, и гораздо более дорогая. Оплачивается эфирное время соединения — вызов на стационарный номер по тарифам оператора. В Екатеринбурге CSD, GPRS и EDGE предоставляют операторы большой тройки операторов сотовой связи МТС, «Билайн», «Мегафон». Региональные операторы «Мотив» и «Utel» представляет все, кроме EDGE.

При этом в России, добавили представители «EastWind», начинает появляться совершенно новая технология доступа в Интернет — EVDO — Evolution Data Optimized. Она позволяет передавать данные по каналам сотовой связи с «бешенной» для сегодняшнего времени скоростью — до 2,5 мегабит в секунду. Однако по имеющимся на данный момент данным в Екатеринбурге есть пока только один телефон, поддерживающий этот стандарт.

Иными словами у систем спутниковой навигации, дополненных доступом в Интернет, есть большой потенциал для развития. Для пользователей это дает совершенно новый уровень комфорта, позволяет получать самую свежую информацию о меняющихся дорожных условиях. Вместе с тем развитие инфокоммуникационных технологий сейчас также не стоит на месте, на рынок выводятся все более и более совершенные продукты. Поэтому российским специалистам чтобы не изобретать колесо заново сейчас необходимо думать на голову вперед, разрабатывая и внедряя сегодня технологии, за которыми стоит будущее, а не настоящее.

© Игорь Пушкарев, АПИ

Тема: АВТО

  • Автомобильные GPS навигаторы в России
  • Системы ГЛОНАСС и Galileo – единственные конкуренты GPS
  • Rambler's Top100 Яндекс цитирования